День исчезнувшей, но не забытой деревни Малый Ирым, Удмуртия (часть третья)
«…А сегодня опять мне приснилась деревня:
Ряд домов у дороги, леса и поля…
И бежит по траве, вдоль цветущих деревьев,
В чистой белой косыночке мама моя…»
Уважаемые читатели моего сайта!
Продолжаю публиковать свои впечатления от недавней поездке в Удмуртию, на родину моих родителей.
Первую и вторую части моего рассказы вы можете прочитать в предыдущих статьях. А теперь для вас третья часть повествования «День исчезнувшей, но не забытой деревни Малый Ирым, Удмуртия«.
История деревни Малый Ирым, уже исчезнувшей, но не забытой.
Мало ли деревень исчезло в России в последние годы?
Молодёжь разъезжается по городам, деревни признаются бесперспективными…
Но какая—то сила остаётся в этих покинутых деревнях, какое—то непонятное притяжение, что постоянно манит и зовёт к себе как самих бывших жителей, так и их внуков—правнуков?
Деревни Малый Ирым сегодня уже не существует, но были времена, когда была она живой, звонкой, говорливой, совсем как родник Педня—ошмес, единственный оставшийся свидетель той былой жизни.
Посмотрите какие красивые слова о своей деревне говорила местным корреспондентам жительница деревни Малый Ирым Лидия Васильевна Катарина*:
«Стоит деревня в удивительно красивом месте, на пригорке выстроились дома, кругом огибают леса, луга, поля, родники. Бывало, возвращаясь вечером домой с лугов, в косовицу, неугомонные женщины неожиданно запевали песни, и в тишине заката солнца, эти песни над лесом и рекой слышались далеко—далеко. Вечерами, несмотря на усталость, водили хороводы под гармонь. После уборки молодежь соседних деревень ходила друг к другу в гости. Работали хорошо, работали и ждали праздников.»
Почему деревню назвали Малый Ирым?
Интересно происхождение названия деревни Малый Ирым.
Предполагают, что оно произошло от словосочетания «йыромыны», что означает «потерять дорогу, блуждать». Старожилы уверяли, что в здешних лесах имеются особые «блуждающие места», попадая в которые человек с огромным трудом находит обратную дорогу.
Существует любопытная легенда о происхождении деревни Малый Ирым.
Будто бы некий охотник заблудился в лесу, блуждал по нему несколько дней, да так и не нашел выход.
И тогда он, отчаявшись найти обратный путь, на пригорке у речки соорудил себе шалаш и остался жить в этих местах.
Так «родилась» на месте этого шалаша деревня Малый Ирым.
Старожилы деревни говорят, что леса нынче уже не те – редкие, прозрачные. А раньше вокруг деревни леса были глухие, тёмные, дремучие — солнца не видать.
В таких лесах нехитро заблудиться и бывалому человеку. Блуждали и опытные грибники, и охотники, что уж говорить о молодых… 🙂
На всякий случай напишу совет от старожилов тем, кто вдруг заплутает в лесу и не сможет найти обратный путь.
! Чувствуете, что никак не можете выйти из леса – разденьтесь, а потом наденьте всю свою одежду наизнанку, и идите куда глаза глядят!
Говорят – помогает, сразу найдёте домой обратную дорогу!
Что известно из истории Малого Ирыма?
О появлении деревни Малый Ирым я нашла такую информацию в Интернете.
Несколько семей Катариных и Усковых из села Зура решили обосноваться в красивом месте на пригорке, недалеко у небольшой речушки. Было это ещё в начале 19 века.
Вскоре в деревню приехали ещё и несколько русских семей Глушковых и Вотинцевых из Кировской области.
Кстати, мой папа как раз по фамилии – Глушков, а мама – Катарина.
Деревня Малый Ирым понемногу росла, и уже, согласно переписи 1895 года, в ней числилось 163 человека (21 хозяйство).
Хозяйства занимались выращиванием зерновых культур и льна на своих земельных наделах, а также – пчеловодством.
Должна сказать, что пчеловодками были обе мои бабушки: Анна Егоровна Катарина и Глушкова Варвара Михайловна.
Деревня до революции.
Удивительно, но деревни коснулись и Первая мировая война, и революция, и гражданская война. Мужчин из Малого Ирыма призывали как в царскую армию, так и, чуть позже, в Красную Армию.
В гражданскую войну на территории деревни даже проходил один из боёв местного партизанского отряда с белогвардейцами. В деревне долго потом находили стреляные гильзы и штыки.
Колхозная жизнь.
В 1929 года на территории деревни начал действовать колхоз «Борец».
Хозяйство имело конный двор, коровник, телятник, свинарник, овчарню, курятник. Пасека состояла из 100 ульев. Была даже своя маслобойня.
Для колхозников действовала столовая с трехразовым питанием; для детей открыли детский сад с круглосуточным содержанием.
В 1930 году в Малом Ирыме открылась начальная школа, которую посещали также дети из пяти соседних деревень.
Про учителей будет ещё особый разговор, потому что как две моих тёти Алевтина Исаевна и Тамара Исаевна, и дядя Пантелей Исаевич, были учителями. Они окончили педагогическое училище в селе Дебёссы, и учили местных ребятишек в разное время, в разных местных школах.
Деревня в Великую Отечественную войну.
Великая Отечественная война жестоко коснулась своим чёрным крылом маленькой удмуртской деревни: на фронт ушли 42 человека, а вернулись всего семеро.
Вот какие записи я нашла о своих обоих дедах, участниках Великой Отечественной войны:
Глушков Прокопий Николаевич, 1904 года рождения, д. Малый Ирым. Призван в Советскую Армию Зуринским РВК. Рядовой. Пропал без вести, декабрь 1941.
Катарин Исай Моисеевич, 1899 года рождения, д. Малый Ирым. Призван в Советскую Армию Зуринским РВК. Рядовой. Пропал без вести, октябрь 1942.
И ещё приведу строчки в стихах неизвестного поэта, написавшего о тех тяжелых годах, когда все мужчины ушли на фронт, а пахать на тракторах, лошадях и даже быках приходилось женщинам и девочкам.
Девочки ревели в голос, потому что быки их не слушались, но выполняли свою работу, ведь надеяться они могли только на себя.
Пусть земля от зноя — точно камень,
А в дожди и коням тяжелей.
Не мужскими строим мы руками,
Но должны достроить поскорей.
- За мужа и брата
- Киркой и лопатой.
- Колхозники полную норму дают.
- Парнишки, девчата,
- Мы тоже – солдаты,
- На трассе и в пешем,
- И в конном строю.
Послевоенная жизнь.
В 50—е годы пошло объединение колхозов соседних деревень; активно шло укрупнение хозяйств.
Фермы и школа были перенесены в соседние, более крупные, сёла.
Но даже пчелы не перенесли вынужденный переезд, заболели и пропали.
Сами колхозники и их дети стали потихоньку перебираться поближе к местам работы и учёбы. Деревня постепенно пустела.
И — закономерный результат: в 1985 году деревню Малый Ирым ликвидировали как неперспективную, хотя в деревне насчитывалось ещё 26 дворов.
____________________
Вот так вот, дорогие друзья: всего в несколько строчек вместилось полтора, и даже больше, века жизни деревни, наполненной чувствами, мыслями, желаниями проживавших когда—то в ней людей!
Куда всё это исчезает, в каких закутках пространства и времени растворяется бесследно?
Но самое интересное, уважаемые читатели, вот какой вопрос постоянно крутился у меня в голове, когда я стояла на этом распаханном, и уже заросшем травой, поле. Я никак не могла понять – где всё это размещалось: дома и фермы, школа с детским садом, столовая с маслобойней? На пригорке, по—моему, места всего ничего – поместятся только несколько домов… Какая—то оптическая иллюзия…
(продолжение следует)
*- здесь и далее материалы взяты из первоисточника, найденного в Интернете: «История населенных пунктов Сборник исследовательских работ, Выпуск 1. Деревенька моя. Игра, 2012 // сост. Степанова О.А.; …»
С пожеланиями мира и добра Ирина Мозгунова — автор сайта «Интересный факт»
Чтобы лучше узнать Удмуртию, познакомьтесь с танцевальным и песенным творчеством республики.
Специально для вас — «Италмас»!
«Италмас» — Государственный Ордена Дружбы Народов Академический ансамбль песни и танца Удмуртской Республики .
День исчезнувшей, но не забытой деревни Малый Ирым, Удмуртия (часть третья)